текущий месяц Московский Молодежный театр\nпод руководством В. Спесивцева
НОВОСТИ
АФИША
СПЕКТАКЛИ
ПРОЕКТЫ
ТЕАТР
ТРУППА
СТУДИЯ
КОНТАКТЫ
БИЛЕТЫ
ОТЗЫВЫ

 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
АвторА. И. Куприн




заказать билет

Яма

Выбор пьесы, написанной по роману Александра Куприна "Яма", заранее обрекает спектакль на повышенный зрительский интерес. "Яма" - роман о социальном зле капиталистической России - проституции - написан Куприным не пером, а скальпелем хирурга. Писателя больше интересовали социальные корни проституции - как явления российской действительности. Режиссера Вячеслава Спесивцева - психологический, человеческий фактор в отношениях персонажей. Отсюда - разное прочтение темы. "Яма" поставлена не публицистом, а психологом. Спектакль у мэтовцев получился шумный, искристый, временами - нарочито вульгарный, временами – щемяще грустный. Кажется очень верным, что театр в инсценировке отказался от обличительства повести, сосредоточившись на психологии героинь. Этакая вереница историй взаимоотношений персонажей, замешанных на любви и ненависти, корысти и альтруизме, подлости и человеческом достоинстве, объединенная единым стержнем - историй публичного дома, куда приходят и обманутые девушки, и приехавшие в город маргиналки, и сознательно идущие по стезе "древнейшей профессии". Характерна и вереница гостей: разгуляй-купец, и ищущий взрослых ощущений гимназист, чиновник и желающий "спасти" падшую женщину студент, ищущий свою пропавшую возлюбленную мещанин-еврей и дружащий с девушками блаженный альтруист. В повести Куприна один из героев говорит, что проститутки - глупые, ленивые, издерганные, но, по сути, каждая из них - неповзрослевший ребенок, так и оставшийся на уровне развития 10-14 лет. Эту детскость, инфантильность и играют актрисы. И еще - сохранившуюся в душах (тоже по Куприну), несмотря ни на что, веру в чудеса, в небывалые страсти. И - женственность, которая пробивается сквозь грязь и ужас жизни. У Спесивцева получился некий фарс, легкий, приятный для глаз, с удачной работой мастера по свету и обилием музыки. Атмосфера замкнутого пространства старого доброго МЭТа идеально подходит для воплощения спектакля студийцев. Камерность, камерность и еще раз камерность! Патетически-гротескные, нарочито буффонные спектакли можно смотреть только в его крохотном зале, иначе пропадет пикантная, наивная атмосфера, созданная актерами и режиссером. Атмосфера невыносимой легкости бытия, серьезной иронии и чуть ли не шутовского пафоса... Эскалация мерзостей, демонстрация пошлости, убожества публичного дома и буффонно-патетической экзальтации его обитательниц. Впечатлительным женщинам и детям смотреть не рекомендуется. Этот спектакль если не причиняет физическую боль, то, по крайней мере, требует ощутимого психического напряжения. Спесивцева после этой постановки вполне заслуженно назовут «депрессионистом» - предмет он знает не понаслышке. Описание депрессии здесь представлено в самом концентрированном виде. Это история людей, которые все дальше и дальше «падают вглубь себя». Но если бы Куприн просто написал произведение про то, что все плохо, в том числе проституция, - это не стоило б особого внимания Спесивцева. Главная тема его постановки – любовь и счастье, право человека на то и другое. Помещенные в условия перманентной борьбы за место в социальной иерархии, отравленные представлениями о метафизической свободе, проститутки вроде бы не должны иметь ни малейших претензий на любовь и счастье. Никто – ни другие, ни общество – не обязаны их любить. И все-таки требовать любви – неотъемлемое право каждого. В современном постмодернизме, когда театр почти утратил способность напрямую говорить о вечном и насущном, только так – через парадоксальный некомфортный ход, вроде сравнения человека (у Спесивцева именно человека– и женщину и мужчину) с проституткой, остро подчеркивающий человеческое достоинство в каждом, - возможно утверждение этого самого насущного и вечного. Спектакль способен увлечь и темой, и ее подачей, вполне профессиональной и искренней игрой молодых актеров. Это - не Куприн. Это - Спесивцев. Смотрите. Сравнивайте. Думайте.

Email: teatrspesivceva@culture.mos.ru :: г. Москва, ул. Руставели, 19 :: тел. +7 (495) 618-23-32
Рейтинг@Mail.ru